Почему шаманизм популярен среди коренного населения севера? Назад

Image title
Почему шаманизм популярен среди коренного населения севера?

Я бы не стал говорить о популярности. Это не совсем верный термин. Для коренных народов Севера, Сибири, Алтая, Дальнего Востока шаманизм является древнейшей системой взаимодействия с внешним миром, способом его познания. В первую очередь, шаманские практики служат для привлечения благоприятных аспектов этого мира и для защиты от неблагоприятных его проявлений. Традиционный шаманизм – это не религиозная или философская система в современном понимании, а предельно практичный инструмент для решения насущных проблем, встающих как перед отдельным человеком, так и перед конкретным социумом.
Эта система очень древняя. Ряд ученых считают, что шаманизм начал формироваться 30 – 40 тысяч лет назад. Люди по всему миру гораздо дольше жили в системе шаманизма, чем в какой-либо другой. И «исчезать» он начал по историческим меркам совсем недавно. Под воздействием так называемой «современной цивилизации» у каких-то народов шаманизм вытеснялся и забывался. А у народов, которые испытывали меньшее ее давление и в большей степени сохраняли традиционный уклад жизни, шаманизм присутствует и поныне именно в своей традиционной форме. Просто сейчас стало больше информации, и создается впечатление, что шаманизм возрождается из небытия. Это совсем не так, он никуда и не исчезал. Шаманизм многих традиционных народов, это и поныне именно та система, суть которой передавалась и передается от одного шамана к другому на протяжении многих поколений. Некоторые шаманы могут перечислить до нескольких десятков своих предшественников, знания которых непосредственно передавались по линии учитель-ученик и теперь пришли к ним.
Остался шаманизм и в «генетической памяти» людей. Как правило, когда современный городской житель попадает на шаманский обряд, у него не возникает какого-то «культурного шока». Человек подсознательно понимает и принимает происходящее и даже вполне взаимодействует на неком энергетическом уровне. Что уж говорить о представителе традиционного общества, для которого это часть образа жизни.

(с) Записки Чёрного Ворона