Славянская мифология: Волх, Китоврас. Назад

Волх

ВОЛХ.

Волха часто изображают персонажем былин, князем-оборотнем. Это сын княгини Марфы Всеславьевны и змея. Марфа, гуляя по саду случайно соскочила с камня на змея и тогда он обвился вокруг ее ног.

Когда рождался Волх - гремел гром, и дрожала вся земля, звери убегали в горы, птицы улетали высоко в поднебесье, рыба уплывала в морские глубины. Когда Волх родился - он уже умел говорить - его пеленали в «латы булатные», клали в колыбель «злат шелом» и «палицу в триста пуд». Уже в 7 лет он знал грамоту, в 10 постиг «хитрости-мудрости» умел оборачиваться «ясным соколом», «серым волком», «гнедым туром - золотые рога». В 12 лет у него уже была своя дружина, в 15 уже готовился к военным походам. Когда возвестили, что индийский царь собирается напасть на Киев, Волх решил опередить его и повел свою дружину в поход на «Индийское царство». Народ для похода отбирал путем бросания жребия каждого из них на воду.

Жребий того человека, который оставался на плаву брал к себе в дружину, а тот который тонул - прогонял. На пути к Индийскому царству добывал пропитание своим воинам, превращаясь в животных. Превратившись в волка, бегал по лесам и охотился на лосей, обернувшись соколом - охотился на уток, гусей и лебедей. Волх кормил, поил, одевал и обувал свою дружину. Он не спал, чтобы его враги не застали его врасплох. Однажды обернувшись соколом он прилетел к индийскому царю, разведать, правда ли на самом деле, что тот враждебно настроен по отношению к Руси. И когда он в этом убедился, то перекусил у луков тетиву, тем самым обезвредив стрелы. Прилетев к своей дружине, он повел ее на врага. Превратившись в муравьев, они проникли внутрь вражеской крепости, и разгромили ее. Волх убил царя Салтана и взял в жены царицу Азяковну став царем вместо него.

Волх щедро одаривал своих воинов, женив их на семи тысячах пощаженных девиц. Его день рождения считается в Календаре Древней Руси 14 сентября - когда открывается охотничий сезон, и начинаются приготовления к военным походам. В христианский период замещен днем Симеона Столпника. Прообразом Волха считается полоцкий князь Всеслав Брячиславич Чародей, известный в древности как отважный воин-оборотень. Таким он упоминается в «Слове о полку Игореве».

С 13 века в русской мифологии стали по новой именовать Царя Салтана (царь Золотой Орды или турецкий султан), вместо «индийское царство» - «Турец-земля». Способность Волха превращаться в муравья, подобна способности громовержца Индры в древнеиндийской «Ригведе» и античного Мирмидона, сына Зевса и Эвримедузы, родоначальника мирмидонян, «людей-муравьев». Такой же способностью, превращаться в муравья обладал Иван-Царевич - герой русских сказок. Он при помощи этой возможности проник в хрустальную гору, убил двенадцатиголового змея, освободил царевну, на которой потом женился.

Образ Волха очень схож с Огненным Волком в сербском эпосе. Так же ему близок герой поздних русских былин Алеша Попович. Он известен под именами: Волха Всеславовича, Вольги Святославовича и т.д.

Свойства оборотня Волха, как отрицательного героя, нашли свое отражение в преданиях о Волке-чародее Волхе - бесоугодном колдуне старшем сыне Словена. Он жил на реке Мутная, которой он дал потом свое имя - Волхов. Мог превращаться при помощи «бесовских ухищрений» в лютого зверя. Мешал тем, кто ему не покланялся переправляться через реку, топил корабли. Местное население держал в страхе, оно называло его Громом, Перуном. Он основал на берегу реки на месте под названием Перынь городок, там он поставил кумир Перуну. Бесы удавили его в Волхове и выбросили в реку. Тело было найдено и захоронено язычниками под большим курганом. Через три дня могила его провалилась внутрь кургана. Мы можем только лишь предпологать, что в древности на территории Северо-Западной Руси водились крокодилы.

Если верить некоторым преданиям - Волх Огненный Змей, который был сыном Индры, обесчестившим в облике змея свою мать, мать - сыру землю. И для того чтобы отомстить за нее он убил Индру в бою, а сам женился на его супруге Пераскее и правил его царством Индерией. Пераскея подговорила его захватить Ирийский сад и стать владыкой мира. Волх прилетел в Ирий и сел на ветку с золотыми яблоками, которые дарили вечную молодость и власть, но услышав песню богини любви, он позабыл обо всем. Эти предания говорят о том, что любовники посещают своих любовниц в образе огненных змеев.

Согласно былинным преданиям дядя Волха (или же Вольги), был князем стольно-Киевским Владимиром, которому тот пожаловал города в Новгородской земле. Вольга отправляется за подарком и по пути встретил пашущего свое поле Микулу Селяниновича. Вольга со своей дружиной даже не могут поднять сохи Микуы, а его лошадка обгоняет коня Вольги. В таком же ключе предстает и противоборство других героев - крестьянского сына Ильи Муромца и Князя Владимира.


КИТОВРАС

КИТОВРАС.

У Руссов был богом мудрости и имел облик кентавра - получеловека, полуконя. Его братом был Квасура - бог веселья и хмеля. Оба появились на свет из родника живой воды, который забил из валуна рассеченного Индрой. Китоврас оказал помощь Квасуре и его ученику Вавиле изгнать из города Голунь «царя Собаку и сына его Перегуду и дочь его Перекрасу». Китоврас жил в горах на Кавказе: скакал по вершинам заснеженных гор и раскалывал скалы. Носил в своем ухе ларец, наполненный водой, в котором жила его супруга - русалочка. Когда Месяц задумал украсть Зарю-Зареницу, то обратился к Китоврасу. Но тот отказался похищать чужую жену. Когда же Китоврас уснул, то Месяц стал допытываться у его супруги как заставить повиноваться Китовраса, она рассказала ему тайну, что всему виной хмельной мед и посоветовала наполнить им все колодцы в округе. Проснувшись, Китоврас отправился на прогулку, где и отпил из колодца воды. Опьяневшего Китовраса, связали и отпустили только тогда, когда он согласился украсть Зарю-Зарницу для Месяца. Ему пришлось построить летучий корабль и разукрасить его, разбив на палубе сад. На этом корабле Китоврас приплыл к острову Радости, и пока не было Хорса, он задарил подарками Зарю-Зареницу и зазвав на корабль увез.

После того, как ее вернули обратно мужу, Хорс велел Китоврасу для искупления своего поступка воздвигнуть у Латырь-горы храм Вышеню. Его нужно было сделать из камней, которых не должно было касаться железо, так как это считалось осквернением камней. Китоврас обратился за помощью к птице Гамаюн, которая своим священным когтем обтесала камни. Возведенный храм Вышеня стоял на восьмидесяти высоких столбах. Длинна его составляла 60 локтей, ширина - 20, высота - 30. В храме было 12 окон с решетками и 12 чеканных дверей. Изнутри храм был весь покрыт золотом и драгоценными камнями: сердоликом, изумрудом, сапфиром, агатом и др. камнями. На стенах была сделана резьба - птицы, звери, деревья и цветы.

В апокрифе «О Соломоне и Китоврасе» он выступает и соперником и помощником Соломона. Будто Китовраса поймали цепью с заклятием имени Божьего и привели к Соломону. Тот научил его, как добыть у волшебной птицы диамонт, которым можно тесать камни без помощи железа. После строительства храма Соломон сказал Китоврасу, что сила его не превышает человеческую, потому что его все же поймали. На что Китоврас попросил снять с него цепи с заклятием и вернуть ему перстень. Когда Соломон это сделал, то Китоврас забросил перстень в далекую страну, наказав Соломона за гордыню.

В другой легенде Китоврас, являющийся родным братом Соломона и сыном царя Давида, похитил у него неверную жену. Соломон, спрятав свое войско в лесу, отправился за ними. Жена, узнав об этом, рассказала все Китоврасу. В наказание ему грозили виселицей, а перед казнью Соломон решил сыграть на рожке, что было знаком для спрятанного войска. Оно освободило Соломона, а на виселице повесили Китовраса и неверную жену.

В поздних версиях образ Китовраса заменил царь Пора, Василий и Иван Акульевичи, Ивашка-Таракашка. Аналог его - получеловек полупес Палкан - богатырь в повести «Бова-королевич», древнегреческий кентавр, древнеиранский Гандарве. Мотив воздвижения храма аналогичен строительству храма волшебником Мерлином. Верхняя часть туловища Китовраса была человеческая, а нижняя - конская. Он изображался подобно стрелку с луком.