Духи славянской мифологии: Двоедушник, Кикимора, Злыдень. Назад

Духи славянской мифологии

ДВОЕДУШНИК.

Существо, заключающее в себе две сущности (две души) - человеческую и демоническую. В польской, словацкой, венгерской и украинской мифологии число «два» считалось дьявольским, обладающим сверхъестественной силой.

Двоедушник днем вел себя, как обычный человек, когда наступало темное время суток, он засыпал непробудным сном. И тогда мужчина-двоедушник путешествовал вне своего тела в образе коня, зайца, собаки; женщина-двоедушница превращалась в кошку, летучую мышь, колесо или кочергу. Если попытаться задержать двоедушника, то он может убить своей силою или силой ветра. У Карпатских гуцул он называется «витряником», за способность поднимать сильный ветер и летать неведимкой, у словаков он носил название - босоркун, у венгеров - его называли босорканью. Что бы разбудить это существо, его нужно было перевернуть вверх ногами. Он после этого начинает болеть 2 недели. Когда он умирает, его чистая душа отправляется на тот свет. Если же это женщина, то она превращается в упыря и живет в могиле, под водой или в зарослях. При этом она вызывает болезни у детей, падеж скота или пьет кровь.

К двоедушникам причисляются те, кто способен управлять градовыми облаками, подчинять себе урожайность и плодородие. Их называют чернокнижниками на украинских Карпатах. Они способны отводить ливни и град от полей и вести их в нужном направлении. Души закарпатских ведьм слетаются к водоемам и начинают драться хлебными лопатами.

Душа двоедушника покидает тело через рот. Если тело перевернуть, то человек не проснется. Он не видит снов, потребность его души покидать тело не зависит от личной воли двоедушника, если он этого не сделает, то он умрет.

Рождаются такие люди на свет из-за неправильного поведения своих родителей: женщина, зачавшая во время месячных, женщина, которая во время месячных посмотрела на священника во время «великого выхода». У поляков считается, что если мать уже отняла ребенка от груди, опять начинала его кормить грудью, то такой ребенок тоже становиться двоедушником. Если в семье семь раз подряд рождаются девочки, то как раз седьмая и будет Двоедушницей. Считается, так же, что обладанием второй души определяется только судьбой и родители в этом не виноваты. Поляки верят, что если такому ребенку при крещении дают только одно имя, то он начинает наносить вред людям.

Узнать такого человека можно по отличительным признакам - ребенок, рожденный с зубами, если человек разговаривает сам с собой, когда на голове у него два завитка - два вихра, а также это люди, гуляющие во сне (лунатики). Когда такой человек отходит к праотцам, его душа, согласно поверьям, не умирает, а становится вампиром, который со временем материализуется от выпитой крови.

Существуют специальные обряды, чтобы умерший после смерти не вредил людям. В гроб кладут всякие предметы, с которыми его душа могла бы играть, кладут мак, чтобы он собирал его, когда его несут на кладбище, то идут не по дороге, а по ее обочине, хоронят таких людей на самом краю кладбища. Если все-таки он вредит после смерти, то могилу раскапывают и покойному отрубают голову, тело переворачивают лицом к земле, в обратную сторону, сердце пробивают липовым или осиновым колом. В Закарпатье считают, что если покойный является причиной засухи, то на могилу льют воду, давая ему напиться.


Кикимора

КИКИМОРА.

В мифологии восточных славян злой женский дух, носящий название у народа - кикимора. Это маленькая сухая, скрюченная и кособокая старушка. Ее часто представляли маленькой девочкой или животным - собакой, свиньей, зайцем. Но ее чаще связывают с домом, будто это жена домового. Она одевается в женскую одежду и живет под полом, а выходит оттуда только по ночам. По поверьям считается, что перед бедой кикимора плетет свои кружева, при этом слышится стук коклюшек по ночам.

Кикиморы водят хороводы вместе с домовыми на краю деревни и не дают спать хозяевам. Так как кикимора является женой домового, то помогает хозяйке дома по хозяйству - печет хлеб и заботиться о скотине. Но в основном кикиморы наносят вред, они бьют посуду, кидаются луковицами из подпола, сбрасывают шубы с печи и подушки. Кикимора стрижет овец и щиплет кур, а так же считает скот, но считать умеет только до трех. По ночам пищит и воет, не давая спать.

Всегда считалось, что если кикимора завелась в доме, то она может выжить хозяев. Если ее насылал колдун, то она могла даже сжить со свету хозяина и погубить скотину. Главным атрибутом кикиморы считалась - связь с прядением. Она могла даже допрясть за хозяйку, если та не закончила работу. Но чаще она просто запутывала пряжу и жгла кудель, оставленную на ночь без благословления.

Кикимора может шить, но швы у нее получаются кривыми и не прочными: «От кикиморы рубахи не дождешься». В северных районах России существуют придания, что кикимора появляется по ночам на святки или перед Рождеством. На святки у них появляются дети, которые вылетают в трубу и живут на улице до крещения.

Считается, что кикимора заводиться в доме от того, что дом стоит на плохом месте, дескать, в прошлом тут было совершено душегубство. Ходили истории, что - это похищенные чертями девочки. Так же ее мог привести с собой печник или плотник, поместив меж бревен в переднем углу, сделанную из шерсти куклу. Считалось, что если найди такую в доме и сжечь ее, то можно навсегда избавиться от кикиморы.

Для того, чтобы защититься от кикиморы, произносили молитву и поминали имя Божье. Могли просто страшно ругать. Если поймать такую, и выстричь у нее на темени волосы крестом, то кикимора превращается в обычную женщину. Однако, такие люди, как правило, не далекого ума и кривые. Оберегом от кикиморы может служить можжевеловая ветка.


ЗЛЫДЕНЬ.

Злыдень - злой дух в белорусской и украинской мифологии, приносящий горести и бедствия. Появился в результате змеиного укуса черта за шею. Сатана, услышав крики черта, бросил их вместе со змеей в кипящую смолу, затем вынул змею, и ударив ею себя по заду, превратив затем ее в злыдня. У него вместо души черт вместе с горшком, полным всяких мерзостей, которые он раздает направо и налево. Это слепое существо, которое не может разобрать, где чужие, а где свои, поэтому привязывается к первому встречному. А если тот по своей воле будет искать горя себе, то он будет сурово наказан. Он невидим, селится, как правило, за печкой или под ней, приносит несчастья. Вскакивая на плечи или на спину к человеку, ездит на нем. Прилипает к беднякам и обходит богатые дома. Злыдни могут собираться в сообщества по 12 человек. Если он поселяется у человека, то этот человек никогда не будет жить в достатке. Так еще называют людей, которые не пригодны ни для какой работы, бедствующих и нуждающихся. Сам злыдень живет очень плохо, его спутниками часто являются слепая Журба, либо одноглазое Лихо, которые селятся с ним в железном замке, огороженным частоколом из человеческих костей. Он идентичен эльфам, кобольдам, обладает крохотным росточком, жуткий пакостник. Может показаться на глаза в образе нищего старика, противной старухи, а также уродливого карлика. Для защиты дома от Злыдня нельзя мести веником по направлению от порога. Нужно всегда мести к порогу, чтобы вымести его из хаты. А на улице предложить ему понюхать табаку. Затем нужно закрыть табакерку и закопать ее, или предложить Злыдню запрыгнуть в бочку и закрыть ее. Затем вывезти ее в чисто поле и бросить ее там.

Если кому то придет в голову освободить злыдня, то тот набросится на него и уже не отстанет. Как всякую нечисть, его убивают колом и бросают в трясину, при этом воткнуть в него кол еще раз. Но если вытащить кол, то злыдень оживет. Тот человек, который избавился от злыдня - быстро разбогатеет. Если человек вселиться в дом, где живет злыдень, то он станет нищим. Если человек переселяется в новый дом из старого, то они (злыдни) могут попрятаться в вениках или жерновах, чтобы их забрали с собой. Переправляясь через мост, следует сбросить все веники и жернова в реку либо в пруд, после того там погибнет вся рыба.

Документальное подтверждение о злыднях имелось в списках «Слова о ленивых» 15 век.